АО “Казахстанский институт развития индустрии” От Стратегического Консалтинга до Отраслевых Решений

Вопросы и ответы KIDI

В данном разделе Вы можете найти ответы на самые частые вопросы

  • Насколько оценивается успешность ГПФИИР?
    Программа первой пятилетки индустриализации отличается от многих предыдущих программ тем, что она реализовывалась последовательно, системно и была в постоянном фокусе внимания общественности. Была создана инфраструктурная база для массовой реализации индустриальных проектов, успешно запущены инструменты поддержки реального сектора. За 5 лет в обрабатывающий сектор привлечено в 2,9 раз больше ПИИ, чем за предыдущие 5 лет, благодаря этому, если раньше на обрабатывающий сектор приходилось порядка 7,3% от всех ПИИ, то по результатам ГПФИИР – 16%. В рамках Карты индустриализации было введено 770 проектов на сумму 3 трлн. тенге с созданием 75 тыс. постоянных рабочих мест. Производительность труда выросла в 1,6 раз, а энергоемкость экономики снизилась на 18,6%. Более того, Казахстан вошел в топ-50 стран по производительности труда в экономике и в топ-20 по ее приросту, при этом значительно сократил разрыв в производительности труда в обрабатывающей промышленности от стран ОЭСР (с 29% до 43%). Наконец, признаком «слома» сырьевого тренда развития можно считать то, что обрабатывающая промышленность росла быстрее горнодобывающей, +24,1% против +20,0%. В целом можно отметить высокое положительное влияние реализации программы на социально-экономическое развитие страны.
  • Сколько средств из государственного бюджета было выделено в рамках финансирования ГПФИИР? На какие проекты были выделены эти средства и на сколько они были освоены?
    По данным МНЭ в целях финансового обеспечения Госпрограммы в период с 2010 по 2014 годы из государственного бюджета было выделено порядка 4,2 трлн. тенге, при плане 4,3. В том числе, из государственного бюджета было выделено на «ДКБ – 2020» - 175,9 млрд. тенге, «Производительность - 2020» - 25,6 млрд. тенге, освоено за 5 лет 96,3%. Неосвоение в основном связано с несвоевременным проведением процедур государственных закупок, поздним заключением договоров, связанных с несвоевременной разработкой технической документации и т.д. При этом, из выделенных по программе бюджетных средств на цели индустриализации (прямое влияние) было предусмотрено 623,9 млрд. тенге (14,9%), на инфраструктурные проекты (косвенное влияние) – 1 945,9 млрд. тенге (доля – 46,4%).
  • Какой прогресс был достигнут в диверсификации экономики Казахстана благодаря ГПФИИР?
    Диверсификация структуры экономики является одной из главных целей программы индустриализации. При этом в ГПФИИР для достижения этой цели особое внимание было уделено развитию обрабатывающей промышленностью. В этой связи, наиболее наглядным достижением первой пятилетки по диверсификации экономики является изменение структуры обрабатывающей промышленности. Если ранее 2 сектора – металлургия и производство продуктов питания – занимали 60% от производства обрабатывающей промышленности, то в 2013 году появились новые крупные отрасли (на которые приходится больше 10% обрабатывающей промышленности) – машиностроение и нефтепереработка. Также, за 5 лет появилось 28 новых секторов обрабатывающей промышленности с существенным объемом производства. Номенклатура экспортируемых товаров увеличилась на 38% (+724 товара). За годы индустриализации также наблюдаются качественные достижения в диверсификации экономики. Так, за 5 лет появились успешные примеры импортозамещения в виде производства таких товаров как трансформаторы, селитра аммиачная, аккумуляторные батареи, нассосно-компрессорные трубы и т.д. Кроме того, выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров.
  • Как оценивается прогресс Казахстана по диверсификации экономики в сравнении с успешными примерами диверсификации в других странах?
    В целом индустриализация является длительным процессом. Развитым европейским странам понадобилось не менее 25 лет для завершения этого процесса. Например, такой стране-бенчмарку, как Южная Корея, потребовалось около 20 лет для заметного изменения структуры несырьевого экспорта и увеличения доли обрабатывающей промышленности в ВВП даже на 5%. При этом, Южная Корея является страной, которая прошла период индустриализации наиболее быстро, по сравнению с другими странами. На фоне вышеприведенных стран, Казахстан уже проделал значительный прогресс в процессе индустриализации. При анализе ГПФИИР необходимо учитывать, что ее реализация пришлась на период после глубокого падения по всем направлениям в 2009 году. Показатели ГПФИИР сравнивались с базовым пиковым 2008 годом. Поэтому, за весь этап реализации программы индустриализации, обрабатывающая промышленность восстанавливала утраченные позиции 2008 года, а не росла с нуля. В этой связи, особо примечателен тот факт, что обрабатывающая промышленность в Казахстане в этот период росла быстрее, чем в странах-партнерах по Таможенному союзу. В этой связи, необходимо отметить, что успехи, уже достигнутые Казахстаном в диверсификации экономики, прежде всего заложили прочную основу для последующих этапов индустриализации. Следующая пятилетка, запланированная на 2015-2019 годы, будет сфокусирована на обрабатывающей промышленности и поэтому ожидается что в ближайшие годы тренд на диверсификацию экономики продолжится.
  • Какие успехи наблюдаются в части развития инновационной активности в рамках ГПФИИР?
    Свидетельством достижения значительных результатов в инновационном развитии экономики в рамках ГПФИИР является то, что в 2013 году был достигнут исторический максимум по всем основным показателям инновационного развития (по определению рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума): доля инновационно-активных предприятий (8%), объем выпуска инновационной продукции (578 млрд. тенге), внутренние затраты на НИОКР (62 млрд. тенге), а также затраты предприятий на технологические инновации (432 млрд. тенге). Этот прогресс был отмечен в позициях Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где страна улучшила свои позиции по фактору инновационный потенциал на 16 позиций (с 101-го места в 2010 году на 85 место в 2014 году). Кроме того, наблюдается значительный рост объемов инновационной продукции в 14 регионах страны. Наиболее значительный рост наблюдается в г. Астана (в 9085 раз), в Кызылординской области (в 219 раз) и в Алматинской области (в 39 раз). Во всех регионах страны увеличилось количество инновационно активных предприятий. Наиболее высокий рост наблюдается в Костанайской области (в 13 раз), г. Астана (в 12 раз), и в Акмолинской области (в 12 раз).
  • Какой прогресс был достигнут в направлении подготовки специалистов для реализации ГПФИИР?

    Реализация ГПФИИР сопровождалась системной работой по обеспечению квалифицированными кадровыми ресурсами потребностей приоритетных секторов экономики. В этом направлении в программе были выделены 5 целевых индикаторов:

    Увеличение доли учебных заведений, оснащенных современным оборудованием, до 70%.

    Увеличение доли трудоустроенных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, обучавшихся по государственному заказу, до 78%.

    Разработка 147 профессиональных стандартов по приоритетным специальностям (профессиям) по различным секторам экономики.

    Обеспечение квалифицированными кадровыми ресурсами потребностей приоритетных секторов экономики в рамках индустриально-инновационного развития.

    Удельный вес высококвалифицированной рабочей силы в составе иностранной рабочей силы 55% - к 2014 году.

    Все эти индикаторы были достигнуты. Более того, если значение по первому индикатору в 2008 году составляло 21%, то в 2014 году составило 72%. Точно так же, по второму индикатору показатели выросли с 63,7% в 2008 году до 78% в 2014 году.

    Кроме того, в 2013-2014 годах в рамках проекта «Модернизация технического и профессионального образования» за счет займа Всемирного банка на развитие колледжей выделено 3,8 млрд. тенге, в т.ч. для выбранных 10 колледжей, на базе которых будет вестись подготовка кадров для потребности ГПИИР - 400 млн. тенге по востребованным специальностям.

    В рамках предусмотренных средств:

    разработано 5 профессиональных стандартов по приоритетным энергетическим, машиностроительным и нефтегазовым специальностям, на основе которых разработаны образовательные программы по 5 специальностям.

    разработано 25 модульных программ по специальностям.

    оснащены учебно-производственные мастерские и лабораторий колледжей современным оборудованием на сумму более 320 млн. тенге.

    50 мастеров производственного обучения и преподавателей спец дисциплин прошли повышения квалификации по новым технологиям обучения за рубежом, таких странах, как Германия, Франция, Англия и т.д.

  • Что нового будет в программе второй пятилетки? Как она изменилась и на что будет направлена (ориентирована)?

    Во-первых, были оптимизированы целевые индикаторы – их число было сокращено, и они были конкретизированы так, чтобы напрямую отражать диверсификацию и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Как итог, основными целевыми индикаторами были определены таки показатели, как объем производства, валовая добавленная стоимость, производительность труда, качественная занятость, экспорт и энергоэффективность.

    Во-вторых, усилия и ресурсы будут сконцентрированы на ограниченном числе секторов. В подготовке второй пятилетки была использована модель, которая учитывает привлекательность сектора, с точки зрения рыночного потенциала и экономического эффекта, а также конкурентоспособности Казахстана. В результате из более чем 90 видов деятельности было отобрано 14 приоритетных секторов в 6 отраслях обрабатывающей промышленности.

    В-третьих, были определены привлекательные внешние рынки для каждого из видов деятельности. Для этого была построена «гравитационная модель», учитывающая такие факторы, как объемы рынков, расстояние до них, наличие общих границы, языка, исторического прошлого, правовой системы и т.д. Рынки разбиты на несколько уровней, но в первую очередь нас сейчас интересует потребительский потенциал 13 приграничных регионов Российской Федерации, где проживают порядка 26,5 млн. человек.

    В-четвертых, был актуализирован кластерный подход, как инструмент повышения конкурентоспособности. В качестве пилотного был отобран национальный кластер по добыче и переработке нефти и газа, а также их техническому обеспечению, на западе страны. Три территориальных кластера в конкурентных секторах будут инициированы бизнесом. Два инновационных кластера продолжат свое развитие на базе Nazarbayev University и ПИТ «Алатау».

    В-пятых, были структурированы меры поддержки. Общесистемные меры были разбиты на 9 направлений: отраслевое регулирование, интернационализация, технологии и инновации, финансовые ресурсы, инфраструктура, человеческие ресурсы, государственные закупки, предпринимательство и МСБ, стимулирование конкуренции. В каждом из направлений прописаны меры, закреплены ответственные и сроки исполнения. Три объекта поддержки, это – отрасли, регионы, предприятия и проекты. При этом, для крупных проектов предусматривается индивидуальный пакет поддержки.

    В-шестых, были учтены уроки первой пятилетки в плане реализации Программы и системно подошли ко второй. Вертикально выстраиваются стратегические планы всех государственных органов, акиматов, национальных компаний и институтов развития. Управление Программой будет выполняться на уровне Правительства – для этого создана Комиссия по промышленному развитию под председательством Премьер-министра. Координация и мониторинг будут осуществляться на базе Офиса управления программой, на базе Казахстанского института развития индустрии.

о компании
аналитика