АО “Казахстанский центр индустрии и экспорта” От Стратегического Консалтинга до Отраслевых Решений

Обзор доклада MIT «Инновации и производство» («A Preview of the MIT Production in the Innovation Economy Report», 2013)

Опубликовано: 05 Апреля, 2018г. 16:43 | 489

Предисловие

За последнее десятилетие, когда миллионы рабочих мест в США исчезли из-за увеличения азиатского импорта и серьезного финансово-экономического кризиса, пессимизм в отношении будущего производства в США прокатился по всей стране. Американцы начали сомневаться в том, сможет ли производство в США конкурировать с азиатским низкооплачиваемым трудом. Даже самые знаменитые корпоративные компании, как Apple, производили за рубежом и реализовывали основную часть своей продукции в США. Снижение производства повлекло изменения в структуре занятости страны.

Большой всплеск безработицы за последние пять лет был вызван преимущественно из-за потери производственных рабочих мест. Это тяжело принять стране, которая в течение долгих послевоенных лет процветания обрабатывающей промышленности сформировала свой средний класс граждан за счет обрабатывающей промышленности. Вдобавок, доходы в отрасли традиционно были выше, чем в других отраслях экономики.

 

Проект MIT

Учитывая это наследие, в 2010 году президент MIT Сьюзан Хокфилд запустила исследовательскую группу по инновационной экономике (PIE). Цель проекта заключалась в анализе того, как инновации вытекают из идей через производство в экономику. Отправной точкой было признание того, что инновация имеет решающее значение для экономического роста и создания продуктивного общества.

Интервьюирование было проведено в 255 предприятиях из 8 стран. Большую часть выборки составили американские компании – 178. Также значительные исследования были проделаны в Германии (32 компании) и в Китае (36 компаний).

 

Исследование «производители Main Street»

Исследователи PIE получили список всех производственных компаний США, которые удвоили свои доходы и увеличили численность персонала в период с 2004 по 2008 год. Из них были отобраны 3596 производственных компаний, которые имели годовой доход более 5 млн долл США и свыше 20 сотрудников. Из этой группы были отобраны 96 компаний для интервьюирования. На каждом предприятии исследователи PIE задавали одни и те же вопросы: о новых продуктах, о процессах производства о новых товарах, которые они вывели на рынок.

Среди предприятий Main Street были обнаружены только несколько фирм, занимающиеся инновациями и их внедрением в производстве. Для большинства других фирм основной инновационный вклад — это использование технологий, которые имеют неспециализированный характер, то есть являются горизонтальными изобретениями как 3D-принтинг и тому подобное. Тем самым, точечные разработки и изобретения американских исследователей не находили отклика даже среди быстроразвивающихся компаний США.

 

Уроки из-за рубежа: Германия и Китай

В интервью с руководителями высшего звена в двух других странах существовала необходимость узнать, как компании продвигают новые идеи с самых ранних этапов разработки до прототипирования, тестирования, демонстрации пилотного производства и крупномасштабной коммерциализации.

В Германии используется не стартап - модель США, а трансформация существующих предприятий. Компании, которые были интервьюированы, перешли от автомобилей до солнечных модулей, от полупроводников до энергетических элементов, от станков для производства свечей зажигания до изготовления медицинских устройств.

Вторым отличием являются разность ресурсов между американскими и германскими производителями. В компаниях Main Street для расширения инноваций преимущественно используются собственные финансовые и человеческие ресурсы, тогда как в Германии, помимо этого, существует целая промышленная экосистема: торговые ассоциации, промышленные коллективные исследовательские консорциумы, промышленные исследовательские центры, институты Фраунгофера, кооперативы университетов, технические консультативные комитеты.

На сегодняшний день Китай также начал аккумулировать знания и инновации, даже в тех отраслях, где основные рынки потребления находятся на Западе (электроника, производство фотоэлектрических элементов и модулей). Причина стремительного инновационного роста связана с близким расположением производств, которые испытывают спрос на инновации и различные модификации.

 

Основной вывод

Исследования продуктов и процессов в новых высокотехнологичных секторах, таких как альтернативная энергетика и конструирование батарей, показывают, что даже ранние этапы создания новых продуктов происходят за пределами США. Причиной этому явилось то, что технические знания, навыки, оборудование и само производство больше не присутствует в стране либо отстает от других стран в значительной мере. Именно этот фактор является важным при создании и внедрении инноваций.

Для возрождения инновационного потенциала становится необходимым восстановление производственного ландшафта, который существовал ранее. Даже в мире, связанным большими данными и мгновенными сообщениями, выгоды от совместного размещения производства и инноваций не исчезли. Именно индустриальное развитие страны позволит США генерировать и реализовывать новые идеи, которые впоследствии окажут положительный эффект на экономику страны.