АО “Казахстанский центр индустрии и экспорта” От Стратегического Консалтинга до Отраслевых Решений

​Своя рубашка ближе к телу

Опубликовано: 01 Апреля, 2019г. 17:09 | 578

Качественные одежда и обувь из отечественного сырья, продукты питания собственного производства, бытовая техника и мебель, изготовленные непосредственно в республике, жизненно необходимы Казахстану не только ради насыщения внутреннего рынка, но и для укрепления национальной безопасности.

Снижать импорт, развивать конкуренцию

Давно пора преодолеть зависимость от завоза извне хотя бы самых простых вещей. Только вдумайтесь: в промышленных товарах (одежда, мебель, стройматериалы) импорт превышает 80%, к примеру, верхней одеждой мы обеспечиваем себя всего на 2%! 35% продуктов питания и 23% сельскохозяйственной продукции импортируется. Так не пора ли параллельно с развитием высоких переделов элементарно наладить выпуск несложных в производстве изделий?

– Нам пора заняться товарами народного потребления. Мы это забыли и упустили. Вы посмот­рите, если сейчас с вас, здесь сидящих, всю иностранную одежду убрать, вы голые будете сидеть! У нас могут производить и костюмы, и рубашки. Сегодня надо поддержать собственные товары, – обратился Глава государства к членам Правительства, озвучивая осенью минувшего года Послание народу. И поставил задачу по освоению выпуска широкой номенклатуры ТНП, развития «экономики простых вещей».

Этот термин, утверждает директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин, не свойственен зарубежным странам, он применяется разве что в России и логически связан с понятиями «гаражная экономика», «кустарное производство». Иными словами, речь идет о выпуске продукции, а также услугах, не требующих значительных капиталовложений и применения сложных технологий. Это почти мелкосерийное, отверточное товарное производство.

Есть смысл в том, чтобы самим производить то, что у нас неплохо получается делать. Любое государство производит и экспортирует тот товар⁄услугу, в котором у него есть преимущество, абсолютное или относительное. Например, США покупают у Китая больше товаров повседневного спроса (низко- и среднетехнологичных), а продает КНР высокотехнологичные изделия. Причем в отверточных производствах или услугах и сосредоточен малый и средний бизнес, долю которого мы должны довести до 50% к ВВП.

Задачи, поставленные Главой­ государства по развитию «экономики простых вещей», продвижению экспорта обработанной продукции, насыщению внут­реннего рынка отечественными товарами учтены в концепции Третьей пятилетки ГПИИР, принятой Правительством в декабре прошлого года. Индустриальная политика сохранит преемственность и будет направлена на стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности на внутреннем и внешнем рынках.

Ранее Нацбанку было поручено предоставить банкам второго уровня долгосрочную ликвидность в размере 600 млрд тенге на 2018–2020 годы для кредитования приоритетных проектов. Эти средства предлагается направить на развитие конкурентоспособных производств товаров для обеспечения нужд населения, а также отдельных видов услуг.

Кстати, по мнению Жаныбека Айгазина, сфера услуг очень важна, она у нас уже превалирует над производством (54%), а в развитых странах превышает 70% от ВВП. Услуги – это в том числе транспорт, строительство, связь, финансы... И вот их-то как раз мы импортируем очень много, в то время, как сальдо по товарам у нас положительное.

– На импорт надо будет тратить все больше валюты, на те самые простые вещи, которые мы можем производить у себя, – говорит Жаныбек Айгазин. – В условиях дерегионализации мировой торговли, торговых войн и санкций надлежит максимально обеспечить себя хотя бы товарами повседневного спроса. А валюту можно потратить и на другие вещи, например, образовательные услуги, покупку технологий.

Да, в республике недостаточно леса для массового выпуска мебели. Нет хлопка для пошива одежды, но можно применять другие субституты в производстве...

Что касается выделяемых средств, то, по мнению экономиста, они пригодятся любому действующему предпринимателю: для пополнения оборотных средств, покупку оборудования, обучения персонала, снижения ставки по кредитам, осваивания новых рынков сбыта. В конечном итоге вливания должны привести к конкуренции, которая в свою очередь дает импульс развитию.

– После вступления страны в ВТО мы не можем создавать тепличные условия на рынке, наши внутренние производители должны конкурировать и предоставлять потребителям баланс качества и цены, – говорит Жаныбек Айгазин. – Если все импортировать, где будут работать наши граждане и откуда взять столько валюты? Поэтому надо развивать глубокие переделы внутреннего производства.

Точечно и эффективно

Таким образом, «экономика простых вещей», считает директор Центра исследований прикладной экономики, может поспособствовать и развитию конкуренции, и повышению качества, вопрос лишь в том, как все это будет реализовываться, как дойти до конкретного производителя и решить его проблемы.

Главное сейчас – точечно распределить выделяемые средства и после отслеживать их эффективность. Ведь взамен предприниматели должны принять встречные обязательства: пообещать увеличивать налоги, расширять производство и линейку выпуска товаров, создавать новые рабочие места.

Так как и кто сможет получить финансы? Национальным банком РК за счет собственных средств в размере до 300 млрд тенге и средств ЕНПФ в размере до 300 млрд тенге будет осуществлено приобретение облигаций банков второго уровня с уставным капиталом не менее 60 млрд тенге. Предоставленные банкам средства должны быть направлены на финансирование приоритетных проектов: по 100 млрд тенге на переработку и производство в агропромышленном комплексе и 400 млрд тенге – на обрабатывающую промышленность и услуги.

При этом на финансирование проектов МСБ должно быть ­направлено не менее 100 млрд тенге. Целевая группа – субъекты частного предпринимательства, независимо от размеров и региона реализации проекта и регистрации. Срок кредитования – до 7 лет.

– Выделяемые средства ввиду их ограниченности требуют эффективного распределения. В связи с этим Правительством отобраны наиболее востребованные у населения 365 видов товаров, привязанных к общему классификатору видов экономической деятельности. Из них 250 промышленных позиций (это мебель, игрушки, хозтовары, костюмы, рубашки, постельное белье, чулочно-носочные изделия, ковры, лакокрасочные изделия) и примерно 120 наи­менований продуктов питания. Их производство и будет профинансировано в рамках развития «Экономики простых вещей», – рассказал в интервью директор Центра инструментов поддержки АО «Казахстанский институт развития индустрии» Нурбол Жанабеков.

Данные меры позволят к 2025 году увеличить объем производства в 2,4 раза и снизить долю импорта до 37%. Импорт сельхозпродукции планируется сократить вдвое.

При отборе товарных позиций учитывался доступ к сырью, наличие производства. Условием для кредитования является также выпуск не менее одного вида товара из утвержденного перечня. По данным НПП «Атамекен», по итогам проработки с бизнесом вопроса производства продукции широкого спроса выявлено 179 потенциальных проектов на общую сумму 516 млрд тенге, что уже составляет 86% от всего объема выделяемых средств.

В настоящее время, по информации Ассоциации финансистов Казахстана, 8 банков второго уровня изъявили желание участвовать в программе, еще 5 рассматривают заявки. Кредитные ресурсы ими будут выделены по ставке, не превышающей 15%, из которых 8% будут оплачивать предприниматели, а разницу субсидировать государство.

Субсидирование по направлениям «переработка сельхозпродукции, обрабатывающая промышленность и услуги», будет вестись в рамках Дорожной карты бизнеса-2020, оператором которой выступает АО «ФРП «Даму», по проектам производства в агропромышленном комплексе – по действующему механизму, то есть через местные исполнительные органы в рамках госпрограммы АПК.

Порядок получения кредита таков: предприниматель обращается в банк, который проводит комплексную оценку финансово-экономической эффективнос­ти проекта, в случае положительного решения заявитель обращается в фонд «Даму» за субсидированием. Таким образом, банк, предприниматель и «Даму» заключают трехсторонний договор субсидирования.

– Крупные проекты будут проходить в профильных министерствах отраслевую экспертизу, которая и призвана решить, нужна ли рынку эта продукция, имеет ли то или иное предприятие перспективы в конкретном регионе, есть ли дефицит на эти товары? В рамах ГПИИР нынче планируется запустить около 120 проектов, и мы хотим, чтобы и они получили новое финансирование, – говорит Нурбол Жанабеков.

Не допускается финансирование предприятий, которые производят подакцизные товары (алкоголь, табак), тех, кто имеет просроченную задолженность свыше 90 календарных дней, кто имеет аффилированность к банкам, государственное участие (нацкомпании, управляющие холдинги).

По информации Ассоциации финансистов Казахстана, кредиты начали выдавать только с начала февраля, и за это время подано уже более 60 заявок, по трем из них приняты положительные решения на сумму 3 млрд тенге. Это проекты по строительству общежитий и зоны отдыха, а также по выпуску штукатурки.

Суммы кредитов прописаны в действующих программах, изменения коснулись лишь условия, что только треть выданных займов в расчете на одного заемщика может быть направлена на пополнение оборотных средств. Остальные 70% должны пойти на инвестиционные цели – модернизацию предприятия, совершенствование производства, покупку оборудования.

– В течение 2–3 лет нами прог­нозируется увеличение производства данных товаров в среднем на 10–15%. Далее этот показатель может стабилизироваться и обеспечить ежегодный рост производства процентов на пять. Кроме того, в настоящее время Правительством изучается вопрос предоставления государственных гарантий, так как у многих субъектов предпринимательства не хватает залогов, – сообщил о дальнейших планах Нурбол Жанабеков. – Если все пойдет так, как задумано, то уже в ближайшие годы мы сможем обеспечить себя всем необходимым. И параллельно обеспечить экономический рост. 

Источник: Kazpravda.kz

Хотите всегда быть в курсе событий индустриализации в стране и мире?
Подписывайтесь на наш канал в Telegram